Краткая предыстория:
Две недели назад после чудовищных мучений вышла
Duke Nukem Forever — легендарная игра-долгострой, разрабатывавшаяся
полтора десятка лет и почти все это время бывшая почетным участником
списка vaporware
журнала Wired.
За время, прошедшее от анонса до премьеры, DNF успела
сменить несколько студий, похоронить несколько издателей и стать
внутренней шуткой околоигрового сообщества — чаще всего игру сравнивали с
«Chinese Democracy» Эксла Роуза. С аналогичным, кстати, финалом: оба,
извините, развлекательных продукта вышли ровно в тот момент, когда их
никто уже всерьез не ждал и не хотел.
Подробнее о самой игре — позже, пока
же хочется обратить внимание на критический консенсус по ее поводу.
Популярный сайт Metacritic.com помогает
не сильно — средний балл в районе 5/10 ни о какой особенной катастрофе
не свидетельствует. Но если внимательно читать рецензии сколько-нибудь
авторитетных изданий, картина вырисовывается апокалиптическая:
«Непонятно, нужно ли фильтровать местный непритязательный юмор через
призму восприятия современного человека или просто радостно ринуться в
омут копрофилии?» — Eurogamer.
«Дюк [...] не выглядит остроумным, дерзким и жестким мачо. Он больше похож на отвратительного, тупого, гнусного психопата» — Destructiod.
«Duke Nukem is here to kick ass and chew bubble gum, and he’s all out of ass» — Wired; в переводе теряется вся шутка.
В каждом втором тексте еще говорится, что после игры хочется умыться,
принять душ и чуть ли не сходить в церковь. Первые же рецензии привели к
отвратительному скандалу
с PR-агентством издательства Take Two, от услуг которого компания
быстро отказалась, и вызвали, в свою очередь, новые потоки грязи —
потому что кто же в такой ситуации останется в стороне.
Здесь надо понимать одну вещь. Англоязычная игровая критика (про
российскую вообще не говорим) не то чтобы была палатой лордов —
наоборот, физиогномически и повадками она напоминает обитателей фильма
Джадда Апатоу. На недавней выставке «Е3» так называемые booth babes
(модели в нижнем белье, нанимаемые издателями игр для привлечения
внимания к своим стендам) постоянно стояли в плотном кольце потных
авторитетных рецензентов из уважаемых изданий — жалко смотреть было.
И
тем не менее стоит выйти игре, целиком построенной на шутках про говно,
жопу и сиськи, как все эти люди моментально превратились в гимназисток,
которым пьяный поручик мимоходом крикнул срамную шутку.
Такому поведению есть два правдоподобных объяснения.
Первое: многие авторы рецензий на DNF не отдают себе отчета в том,
что в видеоиграх существуют фигуры иносказаний — в частности гротеск.
Десятилетия зверски серьезных или, другая крайность, «смешных игр про
гонки на маршрутках в переводе Гоблина» воспитали рецензентов с системой
восприятия как у индейцев-иннуитов: строго буквально. Такой подход не
подразумевает даже разницы трактовок: раз все пишут, что в игре стыд и
срам, значит, так оно и есть — мол, кто мы такие, чтобы спорить.
Второе объяснение сводится к так называемому эффекту фокус-групп:
автор популярного сайта о видеоиграх хочет казаться читателям гораздо
умнее и утонченнее, чем он есть на самом деле. Поэтому в одиночестве он
наверняка посмеялся над удачной шуткой про «power armor is for pussies» и
уж тем более над совершенно джонни-ноксвилловского накала гэгом про
поимку в унитазе куска говна, но признаться в этом публично уже не может
себе позволить.
В итоге получается, что не столько даже видеоигры, сколько окружающая
их субкультура и обслуживающие ее медиа никак не могут преодолеть склад
ума двенадцатилетнего подростка — это притом что среднему владельцу
Xbox 360, на минуточку, 32 года, а в соответствующей прессе и вовсе
часто работают люди под и за сорок.
Чтобы это стало окончательно ясно,
честное слово, стоило наконец довести до ума игру пятнадцатилетней
давности.
|