|  
 Краткая предыстория:
 
 Две недели назад после чудовищных мучений вышла 
Duke Nukem Forever — легендарная игра-долгострой, разрабатывавшаяся 
полтора десятка лет и почти все это время бывшая почетным участником 
списка vaporware
 журнала Wired.
 
 За время, прошедшее от анонса до премьеры, DNF успела 
сменить несколько студий, похоронить несколько издателей и стать 
внутренней шуткой околоигрового сообщества — чаще всего игру сравнивали с
 «Chinese Democracy» Эксла Роуза. С аналогичным, кстати, финалом: оба, 
извините, развлекательных продукта вышли ровно в тот момент, когда их 
никто уже всерьез не ждал и не хотел.
 
 Подробнее о самой игре — позже, пока 
же хочется обратить внимание на критический консенсус по ее поводу. 
Популярный сайт Metacritic.com помогает
 не сильно — средний балл в районе 5/10 ни о какой особенной катастрофе 
не свидетельствует. Но если внимательно читать рецензии сколько-нибудь 
авторитетных изданий, картина вырисовывается апокалиптическая: «Непонятно, нужно ли фильтровать местный непритязательный юмор через 
призму восприятия современного человека или просто радостно ринуться в 
омут копрофилии?» — Eurogamer. «Дюк [...] не выглядит остроумным, дерзким и жестким мачо. Он больше похож на отвратительного, тупого, гнусного психопата» — Destructiod. «Duke Nukem is here to kick ass and chew bubble gum, and he’s all out of ass» — Wired; в переводе теряется вся шутка. В каждом втором тексте еще говорится, что после игры хочется умыться,
 принять душ и чуть ли не сходить в церковь. Первые же рецензии привели к
 отвратительному скандалу
 с PR-агентством издательства Take Two, от услуг которого компания 
быстро отказалась, и вызвали, в свою очередь, новые потоки грязи — 
потому что кто же в такой ситуации останется в стороне. Здесь надо понимать одну вещь. Англоязычная игровая критика (про 
российскую вообще не говорим) не то чтобы была палатой лордов — 
наоборот, физиогномически и повадками она напоминает обитателей фильма 
Джадда Апатоу. На недавней выставке «Е3» так называемые booth babes 
(модели в нижнем белье, нанимаемые издателями игр для привлечения 
внимания к своим стендам) постоянно стояли в плотном кольце потных 
авторитетных рецензентов из уважаемых изданий — жалко смотреть было. 
 И 
тем не менее стоит выйти игре, целиком построенной на шутках про говно, 
жопу и сиськи, как все эти люди моментально превратились в гимназисток, 
которым пьяный поручик мимоходом крикнул срамную шутку. Такому поведению есть два правдоподобных объяснения. Первое: многие авторы рецензий на DNF не отдают себе отчета в том, 
что в видеоиграх существуют фигуры иносказаний — в частности гротеск. 
Десятилетия зверски серьезных или, другая крайность, «смешных игр про 
гонки на маршрутках в переводе Гоблина» воспитали рецензентов с системой
 восприятия как у индейцев-иннуитов: строго буквально. Такой подход не 
подразумевает даже разницы трактовок: раз все пишут, что в игре стыд и 
срам, значит, так оно и есть — мол, кто мы такие, чтобы спорить. Второе объяснение сводится к так называемому эффекту фокус-групп: 
автор популярного сайта о видеоиграх хочет казаться читателям гораздо 
умнее и утонченнее, чем он есть на самом деле. Поэтому в одиночестве он 
наверняка посмеялся над удачной шуткой про «power armor is for pussies» и
 уж тем более над совершенно джонни-ноксвилловского накала гэгом про 
поимку в унитазе куска говна, но признаться в этом публично уже не может
 себе позволить. В итоге получается, что не столько даже видеоигры, сколько окружающая
 их субкультура и обслуживающие ее медиа никак не могут преодолеть склад
 ума двенадцатилетнего подростка — это притом что среднему владельцу 
Xbox 360, на минуточку, 32 года, а в соответствующей прессе и вовсе 
часто работают люди под и за сорок. 
 Чтобы это стало окончательно ясно, 
честное слово, стоило наконец довести до ума игру пятнадцатилетней 
давности. |