В свое время оригинальная Mass Effect стала первой игрой от Bioware, которая в принципе нуждалась в прямых продолжениях. Предыдущие работы студии - Baldur's Gate, Newerwinters Nights и даже эпическое приключение Jade Empire – были вполне законченными и цельными произведениями (хотя большинство из них и дослужилось до сиквела). А вот космическая RPG, сделанная будто в конкуренцию популярному сериалу Battlestar Galactica, изначально задумывалась как трилогия, поэтому давала больше вопросов, чем ответов.
Таким образом, в 2008-м году разработчики из Bioware, как это принято говорить, стали заложниками своего таланта – отныне им каждые два года предстояло разъяснять нам вещи истинно галактического масштаба.
Звездопад
Главная беда заключалась в том, что после грандиозной первой части и развивать-то толком было нечего. Mass Effect за номером один изначально находилась в отличной спортивной форме. Живые диалоги, невероятная анимация, отменные постановка и сценарий, мощный ролевой фундамент пополам с качественным экшеном – и все это максимально красиво, логично и удобно.
Неудивительно, что на том же самом материале с минимальными поправками (мини-игра по изучению далеких планет, улучшенная система морали) спустя два года получилось собрать выдающийся сиквел: Mass Effect 2 запомнился интригующим сквозным сюжетом и стопкой убедительных, почти книжных персонажей.
С третьей же, завершающей частью, все получилось еще менее очевидно. Единственную связанную с Mass Effect 3 интригу разработчики раскрыли в первых же трейлерах: представители древней расы Жнецов, главных противников всея Галактики, преодолеют последние баррикады и оккупируют Землю. Оккупируют как положено: с драмой, взрывами и массовыми самопожертвованиями бравых солдат.
План 9 из открытого космоса
Первое, что бросается в глаза в любой произвольной сцене Mass Effect 3 – игра буквально пропитана угрозой вселенского масштаба и постоянно нависающим над героями ощущением чего-то большого и нехорошего. Понимая всю трагичность момента, Bioware выводят на сцену всех значимых боевых партнеров главного героя, некоторым из которых, естественно, не уготована долгая и счастливая жизнь; и это при том, что кое-кто, как мы помним, не сумел пережить даже сиквел (для полноты впечатлений есть возможность импортировать в игру старые сейвы).
Каких-то глобальных изменений в подаче истории здесь нет и в помине: первые пару часов мы топчемся на месте, отбивая начальные атаки пока еще вялых противников, вспоминаем основы «ролевого шутера с укрытиями» и пробуем ровно одно местное ноу-хау – рукопашный бой (представлен мощным ударом по вражьей челюсти). Затем наступает череда сцен с демонстрацией старых отношений героев, со сложными диалогами и с комплексными миссиями – вылазками в тыл.
Буквально все персонажи пребывают в плохом настроении – и с помощью одобряющих реплик командору Шепарду, бессменному герою сериала, предстоит поднимать товарищей на баррикады. Иногда простыми обещаниями не отделаешься – в ход идут угрозы, шантаж и даже подкуп (позиционируется как «взаимная помощь»). Так, чтобы заручиться поддержкой Кроганов, талантливых и бесстрашных солдат, придется посодействовать в биологическом процветании их расы, попутно заручившись поддержкой ученых с одной из планет.
Постепенно вы обрастаете живыми щитами из могущественных союзников; общая готовность к отражению финальной атаки Жнецов демонстрируется на специальной карте в одном из отсеков корабля «Нормандия» - чем больше процентов верных друзей, готовых отдать за вас жизнь, тем больше вероятность положительной концовки. Нечто подобное было и в третьей Fable, но здесь героический дух и гордость за регулярно растущие силы буквально транслируются в вашу голову через экран монитора, а не просто служат красивой инфографикой. Не в последнюю очередь благодаря метким и в меру пафосным постановочным сценам и вдохновляющей музыке Клинта Мэссела, писавшего, на секундочку, незабываемые мелодии к кинофильмам «Луна 2112» и «Реквием по мечте».
Да, сюжетных откровений припасено немного. Да, каждая вторая линия сценария обрывается на очень неудобном месте. Но все скомканности истории (наверняка вызванные постоянными рокировками в штате студийных сценаристов; например, буквально за месяц до выхода игры о своем уходе из Bioware объявил талантливый писатель Дрю Карпишен) неплохо прикрываются титаническим масштабом и животным безумием происходящей войны. Примерно также в свое время удачно выехали последние части «Звездных войн» с их несметными армиями дроидов и лазерами в небе.
И если в плане повествования игра иногда все-таки демонстрирует какую-то стыдливую несобранность, то геймплей, напротив, вышел очень цельным и увлекательным. Теперь это полноценный тактический шутер. Появились новые типы действительно сильных врагов, причем половина из них обязательно выходит либо с дополнительной броней, либо с прочнейшими щитами. Без долгих маневров с пробежками и раздачей приказов напарникам (биотик из расы Азари по имени Лиара Т’Сони очень кстати использует прием «сингулярность», швыряя укрытых врагов в воздух буквально за шкирку) выжить попросту невозможно.
Единственный минус – в отличие от, скажем, похожих по духу перестрелок из Halo, тут рядовые битвы часто не к месту затянуты. А уже на Normal пара вражьих роботов выжимает из Шепарда буквально все соки.
Конечно, никакой революции или хотя бы просто вершины жанра из Mass Effect 3 не получилось. Многим игрокам, читавшим хорошие книжки, она наверняка покажется чересчур неровной. Но все-таки это заключение одной из важнейших серий на текущем поколении консолей, причем весьма достойное. А значит, не заинтересоваться Mass Effect 3 в любом случае невозможно.
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.